Главная · Простудные заболевания · Договор купли-продажи объекта приватизации. Сокращен срок заключения договора купли-продажи при приватизации госимущества Vii

Договор купли-продажи объекта приватизации. Сокращен срок заключения договора купли-продажи при приватизации госимущества Vii

ТИПОВОЙ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, РАСШИРЕНИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, А ТАКЖЕ ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ГРАЖДАНАМ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯМ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УТВЕРЖДЕН КОМИТЕТОМ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 10-11 августа 1992 г. № 5-1012125; № ПМ-9/5132 Город, поселок, село______________________________________________ (название населенного пункта - места заключения договора) Дата: "__"__________199_г. Настоящий договор купли-продажи земельного участка составлен на основании_________________________ __________________________________________________________________ (Заявки на приобретение земельного участка в собственность, __________________________________________________________________ регистрационный N_________ от "__"__________199_г. или итогового протокола конкурса, или аукциона по продаже земельного участка) Мы нижеподписавшиеся,_________________________________________ __________________________________________________________________ (полное наименование органа, уполномоченного местным Советом __________________________________________________________________ народных депутатов выступать продавцом) в лице____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество и должность) именуемый в дальнейшем "ПРОДАВЕЦ", и______________________________ (полное наименование юридического лица) в лице____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество и должность) действующего на основании_________________________________________ (устава, положения, __________________________________________________________________ доверенности: указать номер и дату выдачи доверенности) __________________________________________________________________ или гражданина (фамилия, имя, отчество, адрес, __________________________________________________________________ номер паспорта, выданный о/м, дата выдачи) именуемый в дальнейшем "ПОКУПАТЕЛЬ", заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 1. "Продавец" продал земельный участок, находящийся в ведении __________________________________________________________________ (название) Совета народных депутатов для_____________________________________ (целевое назначение земель) площадью_____________________ , а "Покупатель" приобрел упомянутый земельный участок площадью______________ в границах прилагаемого к договору плана земельного участка для_____________________________ (целевое назначение использования __________________________________________________________________ приобретенного в собственность земельного участка) 2. ЦЕНА ПО ДОГОВОРУ 2. Стоимость проданного земельного участка составляет при нормативной цене__________________________________________________ (сумма в рублях) и перечислена "Покупателем" на счет "Продавца N______ в банке_____ __________________________________________________________________ (реквизиты банка) 3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН 3. "Продавец" продал по настоящему договору земельный участок, свободный от любых имущественных прав и претензий третьих лиц, о которых в момент заключения договора "Продавец" не мог знать. 4. "Покупатель" осмотрел земельный участок в натуре, ознакомился с его количественными и качественными характеристиками, подземными и наземными сооружениями и объектами, правовым режимом земель и принимает на себя ответственность за совершенные им любые действия, противоречащие законодательству Российской Федерации. 5. Ответственность и права сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ 6. Договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Договор не может быть также расторгнут по соглашению сторон после его государственной, регистрации. 7. Договор не может быть расторгнут в связи с уточнением, после его подписания, площади земельного участка, состава земельных угодий, их качественных характеристик и нормативной цены земли. 8. Все сборы и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора, будут разрешаться путем переговоров между сторонами, а при невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в суд или арбитражный суд. 5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ (устанавливаются по согласованию сторон) 6. РАЗНОЕ 9. В качестве неотъемлемой части договора к нему прилагается план земельного участка масштаба 1:____________________ 10. Договор вступает в силу с момента подписания. 11. Настоящий договор составлен в_________________ экземплярах (к-во) Один хранится в делах_____________________________________________ (наименование нотариальной конторы и ее адрес) Второй хранится в делах___________________________________________ (наименование комитета по земельной реформе и земельным ресурсам и ее адрес) Третий и четвертый переданы "Покупателю" и "Продавцу". Подписи сторон: ПРОДАВЕЦ___________________________ _______________ (Ф.И.О. доверенного лица) (подпись) М.П. ПОКУПАТЕЛЬ_________________________________________ ______________ (Ф.И.О. доверенного лица или гражданина) (подпись) М.П. К форме 1. "Типовому договору купли-продажи земельного участка" прилагаются для утверждения: Форма 2. План земельного участка; Форма 3. Заявка; Форма 4. Акт установления нормативной цены земельного участка, заявленного на приобретение в собственность.

ТИПОВОЙ ДОГОВОР
КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПРИ
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, РАСШИРЕНИИ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, А ТАКЖЕ
ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ГРАЖДАНАМ И ИХ
ОБЪЕДИНЕНИЯМ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УТВЕРЖДЕН КОМИТЕТОМ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ
РЕСУРСАМ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
10-11 августа 1992 г. № 5-1012125; № ПМ-9/5132

Город, поселок, село______________________________________________
(название населенного пункта - места заключения договора)
Дата: "__"__________20__г. Настоящий договор купли-продажи
земельного участка составлен на основании_________________________
(Заявки на приобретение земельного участка в собственность,
__________________________________________________________________
регистрационный N_________ от "__"__________20__г. или
итогового протокола конкурса, или аукциона по продаже
земельного участка)
Мы нижеподписавшиеся,_________________________________________
__________________________________________________________________
(полное наименование органа, уполномоченного местным Советом
__________________________________________________________________
народных депутатов выступать продавцом)

именуемый в дальнейшем "ПРОДАВЕЦ", и______________________________
(полное наименование
юридического лица)
в лице____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество и должность)
действующего на основании_________________________________________
(устава, положения,
__________________________________________________________________
доверенности: указать номер и дату выдачи доверенности)
__________________________________________________________________
или гражданина (фамилия, имя, отчество, адрес,
__________________________________________________________________
номер паспорта, выданный о/м, дата выдачи)
именуемый в дальнейшем "ПОКУПАТЕЛЬ", заключили настоящий
договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1. "Продавец" продал земельный участок, находящийся в ведении
__________________________________________________________________
(название)
Совета народных депутатов для_____________________________________
(целевое назначение земель)
площадью_____________________ , а "Покупатель" приобрел упомянутый
земельный участок площадью______________ в границах прилагаемого к
договору плана земельного участка для_____________________________
(целевое назначение использования
__________________________________________________________________
приобретенного в собственность земельного участка)

2. ЦЕНА ПО ДОГОВОРУ

2. Стоимость проданного земельного участка составляет при
нормативной цене__________________________________________________
(сумма в рублях)
и перечислена "Покупателем" на счет "Продавца N______ в банке_____
__________________________________________________________________
(реквизиты банка)

3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

3. "Продавец" продал по настоящему договору земельный участок,
свободный от любых имущественных прав и претензий третьих лиц, о
которых в момент заключения договора "Продавец" не мог знать.
4. "Покупатель" осмотрел земельный участок в натуре,
ознакомился с его количественными и качественными
характеристиками, подземными и наземными сооружениями и объектами,
правовым режимом земель и принимает на себя ответственность за
совершенные им любые действия, противоречащие законодательству
Российской Федерации.
5. Ответственность и права сторон, не предусмотренные в
настоящем договоре, определяются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

4. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

6. Договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Договор не может быть также расторгнут по соглашению сторон после
его государственной, регистрации.
7. Договор не может быть расторгнут в связи с уточнением,
после его подписания, площади земельного участка, состава
земельных угодий, их качественных характеристик и нормативной цены
земли.
8. Все сборы и разногласия, которые могут возникнуть из
настоящего договора, будут разрешаться путем переговоров между
сторонами, а при невозможности разрешения споров путем переговоров
стороны передают их на рассмотрение в суд или арбитражный суд.

5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

(устанавливаются по согласованию сторон)

6. РАЗНОЕ

9. В качестве неотъемлемой части договора к нему прилагается
план земельного участка масштаба 1:____________________
10. Договор вступает в силу с момента подписания.
11. Настоящий договор составлен в_________________ экземплярах
(к-во)
Один хранится в делах_____________________________________________
(наименование нотариальной конторы и ее адрес)
Второй хранится в делах___________________________________________
(наименование комитета по земельной реформе
и земельным ресурсам и ее адрес)
Третий и четвертый переданы "Покупателю" и "Продавцу".

Подписи сторон:
ПРОДАВЕЦ___________________________ _______________
(Ф.И.О. доверенного лица) (подпись)
М.П.
ПОКУПАТЕЛЬ_________________________________________ ______________
(Ф.И.О. доверенного лица или гражданина) (подпись)
М.П.
К форме 1. "Типовому договору купли-продажи земельного
участка"
прилагаются для утверждения:
Форма 2. План земельного участка;
Форма 3. Заявка;
Форма 4. Акт установления нормативной цены земельного участка,
заявленного на приобретение в собственность.

Комментарий к статье 32 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определен порядок оформления продажи государственного или муниципального имущества в результате приватизации . Такая прод Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”ажа согласно настоящему пункту оформляется договором купли-продажи , под которым ст. 454 ГК РФ понимает гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

2. В п. 2 комментируемой статьи определены обязательные условия договора купли-продажи имущества в рамках приватизации . Использование в п. 2 термина “обязательные условия” не в полной мере соответствует ст. 432 ГК РФ, согласно которой могут определяться существенные условия договора. Однако установление в комментируемом Законе обязательных (существенных) условий договора купли-продажи имеет правовое основание, содержащееся в п. 1 ст. 432 ГК РФ, согласно которому существенные условия договора – это в том числе те, которые названы в законе, в данном случае – в комментируемом нами Законе. Так, согласно п. 2 комментируемой статьи обязательными условиями договора купли-продажи имущества при его приватизации являются:

– сведения о сторонах договора (покупатель и продавец);

– наименование приватизируемого имущества (указание на его категорию, вид (например, движимое или недвижимое);

– место нахождения приватизируемого имущества (описание адреса);

– состав и цена приватизируемого имущества (в частности, рыночная или кадастровая стоимость);

– количество акций открытого акционерного общества, их категория или размер доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;

– порядок и срок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя;

– форма и сроки платежа за приобретенное имущество (максимальный и (или) минимальный период, в течение которого необходимо уплатить цену за приватизируемое имущество по договору купли-продажи);

– условия, в соответствии с которыми приватизируемое имущество было приобретено покупателем (например, срок обеспечения проведения его государственной регистрации);

– порядок осуществления покупателем полномочий в отношении приватизируемого имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество (например, совокупность мер, которые он должен совершить до заключения договора купли-продажи);

– сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты.

Пример: заместитель прокурора Калининградской области обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению муниципального имущества администрации Гурьевского городского округа и ООО с иностранными инвестициями “СанСити” о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи посредством публичного предложения нежилого здания и земельного участка. Судом было установлено, что постановлением администрации Гурьевского городского округа от 10 октября 2007 г. N 4108 утвержден план приватизации нежилого здания и земельного участка. Заместитель прокурора Калининградской области указал, что оспариваемый договор купли-продажи не содержит указаний на наличие обременений данного земельного участка. Однако суды установили, что спорный земельный участок находится вне водоохранной зоны, а указанные в кадастровой выписке обременения в виде охранной зоны 15 кВ, охранной зоны озера и водопровода, права прохода и проезда, имеющиеся на земельном участке, в установленном порядке не зарегистрированы. В материалах дела отсутствует акт органа исполнительной власти или местного самоуправления, устанавливающий какие-либо обременения спорного земельного участка (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. по делу N А21-8602/2010).

Таким образом, судебная практика исходит из того, что включение в договор купли-продажи условий об обременении является обязательным только при их наличии и надлежащем оформлении;

– иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению (например, дополнительные обязательства).

Также п. 3 комментируемой статьи определяет, что установленные договором купли-продажи обязательства покупателя должны иметь сроки их исполнения, а также стоимостную оценку. Данное требование установлено в целях обеспечения гарантий покупателю на получение максимального объема информации об установленных обязательствах и гарантии их исполнения. Исключение составляют обязательства, не связанные с совершением действий по передаче приобретаемого в рамках приватизации имущества, выполнением работ, уплатой денег. Однако, на наш взгляд, установление такого исключения не является правомерным и обоснованным, поскольку оно создает правовое основание для так называемого затягивания процесса приватизации со стороны покупателя. С другой стороны, если покупатель заинтересован в приватизации соответствующего имущества, то все исключительные обязательства будут им выполнены в максимально короткие сроки.

3. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи определяют моменты перехода прав собственности на приватизируемое имущество . При этом п. п. 3 и 4 предусмотрены различные порядки (моменты) перехода прав собственности на приватизируемое имущество.

В частности, из п. 3 следует, что право собственности на движимое имущество переходит к покупателю после полной его оплаты, что соответствует общим положениям о договоре купли-продажи в части, касающейся оплаты товара. Так, согласно ст. 486 ГК РФ, если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. При этом п. 3 комментируемой статьи содержит оговорку об особенностях перехода права собственности с учетом положений комментируемого Закона, к которым, например, относятся положения ст. 35 об оплате приватизируемого имущества в рассрочку (см.


№ 585); приватизации государственного и муниципального имущества в электронной форме (постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 860). Новые правила вступят в силу 28 мая.

Так, закреплено, что информационное сообщение о проведении приватизации, а также сообщение о ее итогах должны размещаться исключительно в электронном виде на сайте Росимущества. При этом существующее сегодня требование о публикации информационного сообщения об итогах продажи имущества в официальном печатном издании отменено.

Поправки также увеличили вдвое размер задатка, который должен внести претендент для участия в торгах по продаже госимущества.

Договорные отношения приватизации

К договору купли-продажи должны включаться предусмотренные бизнес-планом или планом приватизации обязательства или обязательства сторон, которые были определены условиями аукциона, конкурса или выкупа, относительно: сохранения основных видов деятельности предприятия; технического перевооружения, модернизации производства; выполнение установленных мобилизационных задач; погашение долгов по заработной плате и перед бюджетом, просроченной кредиторской задолженности предприятия; обеспечение социальных гарантий работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства; требования и дополнительные ограничения природоохранного законодательства в пользование объектом. В случае заключения договоров купли-продажи под инвестиционные обязательства такие договоры могут содержать условия по недопущению возникновения налогового долга к выполнению обязательств в определенные договором сроки.

Приобретение недвижимости

Договор купли продажи при приватизации

решение либо выписка из решения о приватизации жилого помещения местного исполнительного и распорядительного органа, а также органа управления организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение. При приватизации жилого помещения, находящегося в безвозмездном пользовании организации негосударственной формы собственности, созданной в результате разгосударствления и приватизации, истребуется решение (выписка из решения) о приватизации, принятое государственным органом, с которым заключен договор безвозмездного пользования, или уполномоченным им лицом; 2.

Приватизация квартиры

[ * ] Члены семьи (в том числе бывшие), не участвующие в приватизации, но проживающие в квартире и на момент приватизации, имеют право и дальше там проживать.

[ * ] Куда и какие документы подавать для приватизации квартиры? Для того, что бы приватизировать квартиру, необходимо получить решение о приватизации, заключить договор приватизации и зарегистрировать переход права собственности.

Получение решения о приватизации квартиры Для приватизации жилья нужно в исполком или в организацию, за которой оно закреплено подать следующие документы: [ * ] заявление, подписанное совершеннолетними членами семьи нанимателя, а также другими гражданами.

Приватизация жилых помещений: что за чем?

Порядок осуществления приватизации как административной процедуры определен п.

1.1.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень). По существу приватизация регламентируется специальными нормативными правовыми актами. Однако, как известно, в настоящее время происходят значительные изменения законодательства, регулирующего сферу жилищных отношений.

Договоры продажи нежилых помещений

Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими процесс приватизации, а также Протоколом Конкурсной комиссии от ___________ г. за №___.

II. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 2.1. «Продавец» обязуется передать в собственность, а «Покупатель» обязуется принять, оплатить, достроить и ввести в эксплуатацию на условиях и в сроки, определенные настоящим договором, приобретенный им по конкурсу объект приватизации — Помещение свободного назначения, исключая производство, находящийся н собственности субъекта Федерации.

Часто задаваемые вопросы

Таким образом, если в доверенности прямо не прописано, что доверенное лицо имеет право подписать договор и получить за него деньги, данное лицо не является уполномоченным на совершение этих действий. В соответствии с действующим законодательством, нотариальное заверение договора купли-продажи не требуется, на сегодняшний день такое заверение требуется только для договора ренты и договора пожизненного содержания с иждивением.

В договоре купли-продажи указывается, что на момент подписания договора в квартире зарегистрирован гражданин такой-то и это не является для покупателя обременением.

  • 1.Общие понятия о коммерческих, предпринимательских организациях
  • 2.Хозяйственные общества и товарищества, кооперативы
  • 3.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  • 4.Малые предприятия. Предпринимательская деятельность гражданина
  • Глава 3.Правовые вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
  • 1.Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
  • 2.Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов а) Основы налоговой системы. Виды налогов
  • Б) Функции органов, контролирующих соблюдение налогового законодательства
  • В) Права и обязанности предпринимателей-налогоплательщиков
  • 3.Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
  • 4.Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
  • 5.Правовое регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги
  • 6.Правовое регулирование кредитования и расчетов в народном хозяйстве
  • Глава 4.Правовое регулирование приватизации и разгосударствления государственных и муниципальных предприятий
  • 1.Понятие и юридическая основа приватизации в россии
  • 2.Органы, осуществляющие приватизацию государственных и муниципальных предприятий
  • 3.Порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий
  • 4.Договор купли-продажи при приватизации
  • 5.Иные способы разгосударствления государственных и муниципальных предприятий
  • 6.Правовые проблемы приватизации на транспорте
  • Глава 5.Правовой режим имущества субъектов предпринимательства
  • 1.Право собственности как основа предпринимательства
  • 2.Право хозяйственного ведения и оперативного управления в предпринимательской деятельности
  • 3.Право арендатора как вещное право предпринимателя
  • 4.Право внутрихозяйственного ведения имуществом
  • 5.Общая характеристика правового режима имущества предпринимательских структур
  • 6.Классификация и правовой режим имущества хозяйствующих субъектов
  • Глава 6.Гражданско-правовые обязательства и договоры в предпринимательской деятельности
  • 1.Понятие и система предпринимательских обязательств и договоров
  • 2.Производственно-оперативные договорные и недоговорные обязательства
  • 3.Управленческие обязательства и договор в предпринимательской деятельности
  • III. В системе управленческих обязательств в предпринимательстве формируется группа обязательств, возникающих из причинения ущерба в результате выполнения управленческих функций.
  • 4.Внутрипроизводственные обязательства и договор
  • Глава 7.Ответственность за нарушения в предпринимательской деятельности
  • 1.Понятие, значение, виды и функции ответственности в предпринимательских отношениях
  • 2.Санкции в предпринимательских отношениях
  • 3.Основания ответственности
  • 4.Ответственность в управленческих и внутрипроизводственных отношениях предпринимательства
  • Глава 8.Правовые формы хозяйственного расчета и экономического стимулирования
  • 1.Значение, понятие и виды хозрасчета
  • 2.Правовые формы хозрасчета
  • 3.Правовая природа и формы экономического стимулирования
  • 4.Правовая организация фондов экономического стимулирования
  • Глава 9.Защита прав и законных интересов предпринимателей
  • 1.Сущность хозяйственных (экономических) споров в условиях рынка. Общие принципы защиты прав предпринимателей
  • 2. Претензионный порядок урегулирования споров
  • 3.Рассмотрение споров арбитражным судом а) Система арбитражных судов рф
  • Б) Основные принципы организации и деятельности арбитражных судов
  • В) Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам
  • Г) Оформление исковых заявлений
  • 4.Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже
  • 5.Рассмотрение споров третейским судом
  • Часть II введение
  • Глава 1.Правовое регулирование предпринимательской деятельности
  • 2.Планирование промышленного производства
  • 3.Правовые формы реализации товаров
  • Глава 2.Правовые основы предпринимательства в строительстве
  • 1.Правовые аспекты предпринимательства в строительстве
  • 2.Государственное регулирование строительной деятельности
  • 3.Правовые основы инвестиционного обеспечения строительства
  • 4.Порядок заключения договора строительного подряда
  • Глава 3.Правовое регулирование хозяйственной деятельности агропромышленного комплекса
  • 1.Понятие сельскохозяйственной деятельности
  • 2.Правовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • 3.Правовое регулирование реформ в агропромышленном комплексе
  • 4.Договор контрактации сельхозпродукции
  • 5.Правовое регулирование материально-технического обеспечения апк
  • Глава 4.Правовое регулирование предпринимательских отношений по перевозкам
  • 1.Законодательство о транспортной системе
  • 2.Правовые формы реализации транспортных услуг
  • 3.Понятие, порядок заключения, форма и виды договоров перевозки груза
  • 4.Заключение договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоров, связанных с подачей и уборкой вагонов
  • Глава 5.Правовое обеспечение реализации услуг
  • 1.Понятие и виды услуг в различных сферах предпринимательства
  • 2.Правовые формы реализации услуг связи
  • 3.Услуги по хранению имущества
  • 4.Бытовой подряд, как форма оказания бытовых услуг населению
  • 5.Услуги в сфере торговли и общественного питания
  • Глава 6.Правовое регулирование банковской деятельности
  • 1.Банковская система: понятие, правовое положение кредитных организаций и правовое регулирование их деятельности
  • 2.Порядок создания и ликвидации кредитных организаций
  • 3. Банковский счет
  • 4.Банковский вклад
  • 5.Кредитный договор
  • Глава 7.Правовое регулирование страховой деятельности
  • 1.Понятие, содержание и государственное регулирование страховой деятельности
  • 2.Участники страховой деятельности
  • 3.Виды страхования
  • 4.Форма и содержание договора страхования
  • Содержание
  • Глава 4. Правовое регулирование приватизации и разгосударствления государственных и муниципальных предприятий 87
  • Глава 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности 185
  • 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
  • 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
  • 4.Договор купли-продажи при приватизации

    Вся процедура приватизации государственного и муниципального имущества (предприятия, структурного подразделения, материальных и нематериальных активов) заканчивается оформлением договора купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом «О приватизации». В договоре указываются сведения о продавце, покупателе, наименование объекта приватизации и его местонахождение, состав и стоимость приватизируемого имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий; способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на имущество; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

    Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения и стоимостную оценку.

    Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит от собственника к его покупателям в порядке, установленном действующим законодательством и договором купли-продажи (ст. 549-566 ГК РФ).

    Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ).

    Зарегистрированный договор купли-продажи является документом, удостоверяющим право собственности покупателя. Однако вряд ли правомерно и целесообразно во всех случаях подтверждать право собственности договором купли-продажи. Целесообразно, чтобы на основе зарегистрированного договора купли-продажи орган, регистрирующий договор, выдавал покупателю, собственнику свидетельство о праве собственности. Законодательством такой порядок не установлен. Однако на практике фонды имущества выдают свидетельства о праве собственности тех предприятий, купля-продажа которых у них зарегистрирована.

    Известны случаи, когда факт приватизации устанавливался арбитражным судом вопреки мнению органов, осуществляющих приватизацию. Последние отказывались выдавать свидетельства о праве собственности. При этом они ссылались на отсутствие в законодательстве указания о выдаче и порядка выдачи такого документа. Замечание вполне справедливое. Более того, в силу этих же обстоятельств арбитражный суд не вправе обязать соответствующий орган выдать свидетельство о праве собственности.

    Вместе с тем ст. 551 ГК РФ предусматривает Государственную регистрацию перехода прав собственности на недвижимость, а Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. 1 В соответствии с этим Законом права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в едином государственном реестре учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с выдачей свидетельства о государственной регистрации прав. Это, конечно, не свидетельство о праве собственности, но вполне адекватный ему документ.

    Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (ст. 556 ГК РФ).

    Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия (ст. 563 ГК РФ).

    Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК РФ).

    Законодательство о приватизации государственного имущества, ГК РФ не содержит конкретных норм, определяющих кто и в какие сроки должен оформить договор купли-продажи имущества. Исключением являются порядок и сроки оформления договора купли-продажи предприятий по результатам аукциона или конкурса.

    В соответствии с Временными положениями о приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе или по конкурсу договор купли-продажи подписывается в срок не более 30 календарных дней с момента подписания сторонами протокола о результатах аукциона или конкурса.

    Из п. 1 ст. 28 Закона «О приватизации предприятий» можно было сделать вывод, что фонд как продавец имущества обязан оформить договор купли-продажи. При уклонении продавца от заключения договора либо отказе сделать это покупатель вправе был обратиться с заявлением о понуждении заключить договор в общий или арбитражный суд.

    Что касается купли-продажи предприятия, ГК РФ лишь установил, что подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если не предусмотрено иное (ст. 563).

    В ст. 551 ГК РФ установлено, что когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Другая сторона при этом обязана возместить убытки, вызванные задержкой регистрации.

    Закон устанавливает, что в случае осуществления приватизации с нарушением установленного порядка возможно предъявление исков о расторжении договоров купли-продажи. В законе также приведен перечень оснований для признания сделок недействительными.

    Под недействительной понимается сделка, не соответствующая нормам законодательства. В случае признания таковой она не порождает правовых последствий с момента заключения. Каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, если иное не предусмотрено ГК или другими законодательными актами.

    Расторжение договора, напротив, означает, что договор был заключен правомерно, а факт его расторжения прекращает обязательства лишь на будущее время. Если договор (сделка) при приватизации может быть признан недействительным только в судебном порядке, то расторгнуть договор стороны могут сами. При отсутствии соглашения между ними иск предъявляется в суд.

    Перечень оснований для признания договоров (сделок) о приватизации недействительными, предусмотренный в ст. 29 Закона о приватизации государственного имущества не является исчерпывающим.

    Основаниями для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными являются:

    1) нарушение законодательства, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества;

    2) приобретение приватизируемого имущества лицом, не имеющим на это права;

    3) использования при приватизации незаконных средств платежа;

    5) наличие сговора между продавцом и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества;

    5) предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями;

    6) иное основание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

    Грубым нарушением порядка приватизации можно признать включение в программу приватизации или выставление на конкурс, аукцион предприятий, находящихся в аренде у трудового коллектива.

    Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении № 13 от 17 сентября 1992 г. прямо указал, что решения органов государственного управления, обязывающие арендные предприятия в таких случаях участвовать в конкурсах (аукционах) на общих основаниях, следует признавать недействительными.

    Закон о приватизации определяет и круг лиц, которые вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными сделок приватизации. Среди них, в частности, названы не только продавцы и покупатели, но и соответствующие комитеты по управлению имуществом, прокурор. В силу ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса истцами по таким делам могут быть также лица, которые считают свои права и законные интересы нарушенными.